Виды телефонного мошенничества

Звонки от «служб безопасности» банков

Сильно распространены звонки якобы из «службы безопасности банка, выпустившего платежную карту» по поводу подозрительных транзакций или программных сбоев, приводящих к потере средств. Вышеуказанные данные жуликам необходимы для восстановления аккаунта и возврата денег. Для защиты от подобных аферных инцидентов рекомендуется устанавливать специальные программы, маскирующиеся под известные сервисы. Однако в действительности эти утилиты отправляют коды доступа к аккаунтам мошенникам, полностью оставляя их вне досягаемости преступников.

Звонки от «сотрудников» якобы правоохранительных органов и разных государственных служб

Особенно поражают звонки из правоохранительных органов, якобы расследующих телефонные махинации. Цель та же — снизить бдительность и извлечь нужную информацию. На фоне пандемии активизировались мошенники, выдающие себя за сотрудников Роспотребназола и пенсионного фонда для рассылки сообщений о новых социальных выплатах. Однако все они требуют одни и те же данные платежной карты для их получения.

Звонки с (чужих) подмененных номеров

У большинства банков есть специальный номер, который используется только для обмена сообщениями с клиентами. Например, Сбербанк присылает уведомления только с номеров 900 или 9000. Однако есть специальная программа-приманка, которая маскирует реальный номер звонящего, и абонент видит ее привычный ID. Проблема стала настолько серьезной, что 2 июля 2021 года Президент России подписал поправку к «Федеральному закону о связи»², позволяющую ему блокировать свои SMS-сообщения и голосовые вызовы с поддельных номеров. рисовое поле. Оператор лишен права менять фактический номер телефона звонящего и должен быть подключен к специальной службе Роскомнадзора. Частично закон вступит в силу с 1 декабря 2021 года, а полностью — с 1 мая 2022 года. Безусловно, эта мера резко усложняет жизнь телефонным мошенникам.

Махинации со счетами всех мобильных телефонов

Наиболее частым вариантом таких мошенников являются сообщения или телефонные звонки о неверных переводах на счета мобильных телефонов с требованием возврата средств от владельца. Могут даже быть угрозы вызвать полицию или операторов, чтобы заблокировать вызов.

Сообщения о попавшем в любую беду якобы родственнике с просьбой помочь

Панический, торопливый звонок о том, что родственник попал в беду, обычно происходит посреди ночи, когда полусонный пострадавший узнает об автомобильных авариях, пешеходах, железнодорожных авариях или других происшествиях, произошедших с их детьми, внуками или просто хорошим друзьями. После этого всегда следует запрос на экстренную помощь в виде денежного перевода солидных сумм на тайный электронный кошелек или счет специального мобильного телефона. Этот метод очень жесток, и известны случаи сердечных приступов от таких новостей.

Сообщения о любом выигрыше в лотерею

Отличные новости требуют денежных переводов для покрытия технических затрат на саму лотерею. Здесь расчет основан на незнании законов РФ, и все расходы организаторы несут на себе.

Сообщения-«грабители»

Пострадавшие получают SMS с просьбой перезвонить на номер мобильного телефона, информируя их о том, что их необходимо оповестить о важных новостях (выигрыши в лотерею, проблемы с банковскими картами, получение наследства и т.д.). Я долго не мог ответить на звонок. Этой возможностью пользуются мошенники, чтобы подписаться на услуги с платными звонками. Такие сервисы обычно развлекательные и всегда сообщают о платной рекламе. Однако мошенники этого не делают и берут немалую плату за звонки на этот телефон.

Махинации с короткими номерами

В этом случае мошенники также используют мобильные сервисы. При заказе той или иной услуги абоненты получают сообщение о том, что для подключения необходимо отправить сообщение на короткий номер или что-то подобное. После перевода деньги будут списаны с вашего счета. Механизм тот же, короткие номера тоже можно регистрировать платно и не уведомлять абонентов.

Телефонные вирусы

Жертвы получают обманное сообщение о том, что получили сообщение в том или ином мессенджере и могут получить его, перейдя по ссылке. Затем на ваш смартфон внедряется вирус, что дает вам полный контроль над вашим гаджетом.

Средства для защиты от обманов по телефону

У пользователей складывается неправильное впечатление, что от телефонных мошенников никуда не деться. Однако им активно противодействуют службы безопасности банков. Например, Сбербанк разработал и внедрил на платной основе систему кибербезопасности с использованием искусственного интеллекта. Все звонки по поводу перевода или вывода средств с вашего счета проверяются на наличие признаков преступной деятельности. В базе данных банка множество обманщиков колл-центров и 130 криминальных схем. При подозрении на мошенническую транзакцию на экране вашего онлайн-банкинга появится красный баннер. К концу 2022 года МВД РФ планирует запустить специальную антимошенническую службу для борьбы с такой ростущей преступной деятельностью. От дополнительной службы которых не мало в РФ пока нет информации о пойманных злоумышленниках.

Как проверить незнакомый номер, с которого поступают звонки

В интернете так много сервисов, чтобы хотя бы определить город или страну, из которой исходил звонок, если не владельца того или иного телефонного номера. До 40% таких сообщений поступает из-за рубежа и еще 40% из мест лишения свободы. В любом случае поможет звонок в надежную службу безопасности или колл-центр банка, а не номер, указанный при ограблении.

Как узнать телефонного мошенника?

В большинстве случаев мошенники выдают себя за охранников банка или правоохранительных органов. Звонящие сообщают о попытках взлома или блокировки банковских карт, подозрительной активности в Интернете с ее банком, невыплаченных кредитах или угрозах штрафов за сфабрикованные претензии. На самом деле сотрудники службы безопасности банка никогда не звонят клиентам, а о подозрительной активности и других проблемах сообщают другими способами.

Как вести себя во время телефонного разговора с незнакомым человеком?

Если вам звонит незнакомец, следите за тем, что вы говорите и как вы это говорите. Мошенники пытаются тем или иным образом оказать давление на жертву – торопить, запутывать, угрожать возможными последствиями. В таких ситуациях важно действовать спокойно. Не спешите выполнять требования звонящего, даже если он грозит потерять все деньги на вашем счету. Также мошенники могут несколько раз подряд задавать жертвам вопрос, на который можно ответить только словом «да». Или попробуйте перевести тему. Если ваш банк звонит вам, попробуйте задать четкие вопросы о состоянии вашего счета или последних транзакциях по карте. В большинстве случаев у злоумышленника нет ответа. Если предлагается оплата, укажите основание для оплаты.

Какую информацию по закону нельзя сообщать собеседнику по телефону?

Мошенники пытаются получить секретные данные вашей карты (3-значный код CVC/CVV на обороте, проверочный код из СМС, логин и пароль от интернет-банка). Настоящий банковский служащий никогда не попросит эту информацию. Мы используем различные технические средства для обеспечения безопасности. Для отправки платежа требуется только номер карты. Никаких других данных для этого не требуется.

Как составить заявление про мошенничества по телефону?

Если вы столкнулись с телефонным мошенничеством, как можно скорее обратитесь в полицию, даже если вы не предоставили свои деньги или данные карты. В заявлении должны быть подробно описаны обстоятельства происшествия — время звонка, номер телефона, ФИО и «местоположение» звонившего, содержание и исход разговора, а если деньги были переведены — сумма перевода. В качестве основания укажите на статью 159 УК РФ (если мошеннику удалось получить от вас деньги) и часть 3 статьи 30 УК РФ (если это невозможно). Если у вас есть запись разговора (можно записать с помощью специального приложения), прикрепите ее к приложению. Заявки будут рассматриваться им в течение 10-30 дней. В результате принимается решение о возбуждении уголовного дела. Если вы получили отказ, вы можете обратиться в прокуратуру. Для этого требуется копия заявления и решение об отказе.

Популярные вопросы и ответы

Какая ответственность предусмотрена законом РФ за телефонное мошенничество?

Телефонное мошенничество подпадает под статью 159 УК РФ⁴. В зависимости от тяжести и обстоятельств преступления может быть назначен штраф в размере до 500 000 рублей, принудительные или принудительные работы, исправительные работы либо лишение свободы на срок до 10 лет со штрафом или без такового.

Можно ли в РФ получить компенсацию жертве мошенника?

Привлечь к ответственности во всех странах телефонных мошенников сложно. Опытные злоумышленники тщательно скрывают следы. Меняются номера местами, регистрируются сим-карты на чужие паспортные данные или используйтся специальные программы, чтобы скрыть свое местоположение. Многие мошенники отбывают наказание в тюрьмах в других странах. В этом случае связаться с ними и привлечь к ответственности становится еще сложнее.

Но не сдавайтесь и не думайте, что справедливость невозможна. Каждое поданное заявление будет рассмотрено правоохранительными органами в последующих делах о мошенничестве. Чем больше жертв обратится в полицию, тем больше шансов, что преступник будет найден и обязательно наказан.

Как обезопасить пожилых (пенсионеров) от телефонных мошенников?

Очень часто пожилые (пенсионеры) люди страдают от мошеннических звонков. Злоумышленники пользуются неосведомленностью и доверчивостью работы банков и других организаций. Помните основные правила безопасности, чтобы защитить своих близких от нежелательных звонков.

Никогда не сообщайте код (по закону нельзя) на обратной стороне вашей карты, код из SMS или данные, которые входят в ваш интернет-банк.
Используйте для переводов только официальные сервисы банков, или различных платежных систем и торговых площадок.
Не перезванивайте (это не нужно) на незнакомые номера, без проверки на нашем сервисе бесплатно, даже если вам звонят, и сразу отключаются.
Звоните самостоятельно в банки и государственные учреждения только по указанным официальным номерам.
Не нажимайте на подозрительные ссылки, отправленные звонящими.
Если ваш банк якобы звонит вам и сообщает о блокировке карты или другой проблеме, повесьте трубку не ленитесь позвоните в свой банк сами.
Если вам предлагают заплатить, не соглашайтесь сразу и ищите информацию из других источников.
Если вы потеряли свою карту или передали свой номер подозрительному лицу, немедленно заблокируйте ее и запросите новую.

Надеемся, что мы кому то помогли этим рассказом в статье. Даже если одному человеку нам искренне приятно.

Кто звонил? Узнать чей номер.