Лучшее

Ангара а5

Россия осуществила первый пуск космической ракеты "Ангара-А5"

С успешным запуском работников ракетно-космической отрасли поздравил президент России Владимир Путин, который наблюдал за ним в режиме видеоконференции

Ангара а5

Москва. 23 декабря. INTERFAX.RU - Министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу доложил президенту РФ, Верховному главнокомандующему Вооруженными силами Владимиру Путину об успешном первом испытательном пуске тяжелой ракеты "Ангара-А5", сообщает управление пресс-службы и информации Минобороны России.

"23 декабря в 08:57 мск с универсального стартового комплекса на космодроме Минобороны РФ Плесецк (Архангельская область) боевым расчетом Войск воздушно-космической обороны проведен первый испытательный пуск ракеты-носителя тяжелого класса "Ангара-А5", - говорится в сообщении ведомства.

В церемонии запуска в режиме видеоконференции принял участие президент России Владимир Путин. Он поздравил работников ракетно-космической отрасли с успешным пуском, отметив, что он стал большим и значимым событием в космической сфере.

Глава государства напомнил, что 9 июля успешно стартовала легкая ракета "Ангара" и, таким образом, Россия последовательно реализует масштабную общегосударственную программу.

Путин отметил, что в "Ангаре - А5" применены самые передовые технологии, и с помощью ракеты-носителя можно гарантированно выводить на любые орбиты действующие и перспективные космические аппараты, как военного, так и научного назначения. "Они предназначены для системы предупреждения о ракетных нападениях, разведки, навигации, связи и ретрансляции. Тем самым мы серьезно укрепляем безопасность России", - сказал президент.

Государственными заказчиками ракетно-космического комплекса "Ангара" являются Минобороны РФ и Федеральное космическое агентство, головным предприятием-разработчиком и изготовителем - Государственный космический научно-производственный центр (ГКНПЦ) имени Хруничева.

Ракета-носитель "Ангара" создается на основе унифицированных ракетных модулей, позволяющих компоновать носители легкого, среднего и тяжелого классов. Она будет способна выводить практически весь спектр перспективных полезных нагрузок во всем требуемом диапазоне высот и наклонений орбит, в том числе и на геостационарную.

Семейство "Ангара" включает ракеты четырех типов: от легкого класса грузоподъемностью от 1,7 до 3,7 тонны до тяжелого, грузоподъемностью до 28,5 тонны. В основу этих носителей положен универсальный ракетный модуль с двигателем РД-191, работающий на экологически чистых керосине и жидком кислороде.

Ракета "Ангара-А5" относится к классу тяжелых. Стартовая масса этого носителя составляет 773 тонны, а масса полезной нагрузки достигает 24 тонн. Эти ракеты экологически безопасны, так как используют в качестве компонентов топлива керосин и жидкий кислород, а не высокотоксичный гептил.

Запуски всех вариантов ракет-носителей семейства "Ангара" осуществляются с универсального стартового комплекса.

Ракета-носитель легкого класса "Ангара-1.2ПП" (первого пуска) с неотделяемым макетом полезной нагрузки впервые успешно стартовала с Плесецка 9 июля 2014 года.

Изначально предполагалось, что первый испытательный пуск тяжелой версии ракеты-носителя "Ангара" состоится 25 декабря 2014 года, но 11 декабря стало известно, что пуск перенесли на 22 декабря. В итоге ракета была запущена 23 декабря.

ангара а5

Ангара а5

Ранее РИА "Новости" со ссылкой на источник в космической отрасли сообщало, что "Ангара-А5" стартовала с космодрома Плесецк. "Двадцать третьего декабря в 08:57 боевым расчетом войск ВКО успешно проведен первый испытательный пуск ракеты-носителя тяжелого класса "Ангара-А5", - цитирует агентство сообщение военного ведомства.

Владимир Путин поздравил с успешным запуском ракеты-носителя тяжелого класса "Ангара-А5", отметив, что это стало большим и значимым событием в космической отрасли. "Действительно, для нашей ракетно-космической отрасли и, пожалуй, для России в целом это большое, очень важное событие", - сказал он, приняв участие в церемонии запуска в режиме видеоконференции.

Президент поблагодарил за работу инженеров, конструкторов, испытателей, военнослужащих. "Вы подошли к выполнению поставленной перед вами задачи со всей ответственностью. Своим успехом показали, что Россия остается одним из признанных мировых лидеров в освоении космического пространства", - добавил он.

Также Путин отметил, что предстоит еще много работы: "В течение ближайших пяти лет, окончание опытно-конструкторских работ планируется к 2020 году, начиная с будущего года, предстоит провести еще целый ряд пусков ракет-носителей разных классов. Уверен, что работа будет проделана с такой же ответственностью, как и этот этап, и мы выйдем на новые рубежи в освоении космической отрасли".

Ракета-носитель "Ангара" создается на основе унифицированных ракетных модулей, позволяющих компоновать носители легкого, среднего и тяжелого классов. Она способна выводить практически весь спектр перспективных полезных нагрузок во всем требуемом диапазоне высот и наклонений орбит, в том числе - на геостационарную.

Семейство "Ангара" включает ракеты четырех типов: от легкого класса грузоподъемностью от 1,7 до 3,7 т до тяжелого, грузоподъемностью до 28,5 тонн. В основу этих носителей положен универсальный ракетный модуль с двигателем РД-191, работающим на экологически чистых керосине и жидком кислороде.

Ракета "Ангара-А5" относится к классу тяжелых. Стартовая масса этого носителя составляет 773 т, а масса полезной нагрузки достигает 24 тонн. Эти ракеты экологически безопасны, так как используют в качестве компонентов топлива керосин и жидкий кислород, а не высокотоксичный гептил.

Запуски всех вариантов ракет-носителей семейства "Ангара" осуществляются с универсального стартового комплекса. Ракеты этой серии разработаны и создаются в российском Центре Хруничева. Они призваны с 2025 г. прийти на смену советским "Протонам".

Напомним, изначально предполагалось, что первый испытательный пуск тяжелой версии ракеты-носителя "Ангара" состоится 25 декабря 2014 г., но 11 декабря стало известно, что пуск перенесли на 22 декабря. В итоге ракета была запущена 23 декабря.

Рогозин назвал дату старта тяжелой ракеты "Ангара-А5М"

Первый старт российской тяжелой ракеты "Ангара-А5М9quot; запланировано произвести с космодрома Восточный в 2021 году. Такое решение было принято на коллегии ВПК и Роскосмоса, сообщил в своем аккаунте в Facebook вице-премьер Дмитрий Рогозин.

Ангара а5

"ВПК и Роскосмос определили первоочередные работы по созданию новой ракеты сверхтяжелого класса и строительства инфраструктуры на космодроме Восточный, - написал Рогозин. - Первый старт тяжелой ракеты "Ангара-А5М9quot; с космодрома Восточный запланирован на 2021 год".

Ранее о том, что стартовый комплекс для "Ангары9quot; на Восточном будет готов к 2021 году сообщила гендиректор Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры Рано Джураева. По ее словам, в настоящее время завершено проектирование инфраструктуры для ракеты, необходимые документы отправлены на экспертизу.

"Ангара9quot; представляет собой новое поколение носителей - от легкого до тяжелого классов, - сконструированных на основе универсального ракетного модуля с кислородно-керосиновыми двигателями. Масса аппаратов - до 773 тонн.

ангара а5

Роскосмос решил отказаться от ракеты «Ангара-А5П» и создания инфраструктуры для пилотируемых пусков с космодрома Восточный до разработки сверхтяжелого носителя для полета к Луне. «Пилотируемые программы вернутся на космодром Восточный только с началом строительства стартового комплекса для сверхтяжелой ракеты после 2025 года»,— сообщает ТАСС со ссылкой на источник в ракетно-космической отрасли.

По данным источника, решение было принято в связи тем, что Роскосмос планирует перенести первый запуск нового пилотируемого корабля «Федерация» с 2021 на 2022 год и провести его с космодрома Байконур на новой ракете-носителе среднего класса «Феникс». Ранее первый старт планировалось провести в 2021 году с космодрома Восточный на ракете-носителе семейства «Ангара».

«Этот проект планируется реализовать в рамках комплекса Байтерек. Это не потребует серьезных переделок в корабле, поскольку создаваемая новая ракета-носитель будет использовать форсированные двигатели РД-170М»,— заявил собеседник агентства.

Напомним, правительство утвердило проект федеральной космической программы (ФЦП) на 2016–2025 годы в марте 2016 года. Сообщалось, что финансирование программы составит 1,4 трлн руб. В ноябре стало известно, что строительство некоторых объектов инфраструктуры для ракеты-носителя «Ангара» на космодроме Восточный могут отложить из-за сокращения ФЦП в рамках общего секвестра бюджета.

Как ракета «Ангара» взорвет мировой космический рынок

Замену ракетам-носителям тяжелого класса семейства «Протон9raquo; решено было найти сразу после распада СССР. Изначально цель была одна – создать ракету-носитель полностью из российских комплектующих, без какой-либо кооперации, даже с ближайшими союзниками по СНГ. При этом стартовать она должна была также только с российской территории – космодрома «Плесецк9raquo;. Член военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Николай Моисеев отметил: «Цель, которая была поставлена перед разработчиками, перед отечественной ракетно-космической промышленностью, звучала так: обеспечить независимый доступ России в космос. То есть, с помощью этой новой ракеты, «Ангара9raquo;, нужно обеспечить вывод космических аппаратов, которые ранее мы могли запускать с Байконура, с нашего отечественного космодрома Плесецк. Такая задача была поставлена руководством страны. Это не значит, что мы отказываемся от дальнейшего использования космодрома Байконур, он по-прежнему востребован, по-прежнему используется в гражд! анских целях. Но должен сказать, что к настоящему времени военнослужащих на Байконуре не осталось, он полностью перешел под гражданскую юрисдикцию».

На основании решения научно-технического совета Военно-космических Сил от 3 августа 1992 года по вопросу «Средства выведения: состояние и перспективы их модернизации и развития» и постановления правительства РФ от 15 сентября 1992 года был объявлен конкурс на проектирование и создание КРК (космического ракетного комплекса) тяжёлого класса. В конкурсе приняли участие РКК «Энергия9raquo; им. академика С. П. Королёва, ГКНПЦ им. М. В. Хруничева и ГРЦ «КБ им. академика В. П. Макеева», которые представили на рассмотрение специально образованной Межведомственной экспертной комиссии несколько вариантов ракет-носителей. В августе 1994 года конкурс выиграл вариант, предложенный ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, которого и назначили головным разработчиком комплекса.

Дальнейшее развитие проекта фактически заморозилось ввиду хронического недофинансирования отрасли в 90-е годы. Активные работы были возобновлены лишь в 2001 году, когда на свет появилась первая космическая программа России, обеспеченная реальными финансовым ресурсами. Однако новая конструкторская команда предложила расширить задачу – спроектировать не просто полностью отечественную ракету и стартовый комплекс к ней, как это звучало в задании, но и серьезно улучшить ее тактико-технические характеристики, т.е. сделать носитель, который выиграет жесткую конкурентную борьбу на бурно развивающемся мировом рынке. Хотя изначально «Ангара9raquo; предназначалась исключительно для военных нужд. Для этого необходимо было, прежде всего, решить две принципиальные задачи: сделать конструкцию ракеты более легкой и сократить объем инвестиций — как стартовых, так и эксплуатационных.

Конструкторы пошли простым путем – путем унификации технологии. Они предложили изготовить универсальную по классу грузоподъемности ракету в виде конструктора, который можно будет оперативно компоновать в зависимости от стоящих задач, транспортировать без использования дорогостоящих энергоемких систем и монтировать на стартовом комплексе за считанные минуты. При этом стартовый комплекс, обычно потребляющий до 40% инвестиций, должен быть только один на все категории ракет семейства. Хотя для каждого класса ракет в мире используется отдельно спроектированная для него стартовая площадка. И это уже экономия около 30% общего бюджета на разработку и производство и около 24% — по эксплуатационным издержкам. «Фактически в этом проекте за счет создания двух базовых модулей мы получаем весь спектр ракет легкого, среднего и тяжелого класса, — «Ангара-19raquo;, «Ангара-39raquo; и «Ангара-59raquo;. Всегда для ракет легкого, среднего или тяжелого класса, — бывает иногда легкого и среднего класса одна пу! сковая установка, но чтобы весь спектр нагрузок и весь спектр проектов легкого, среднего и тяжелого класса пускали с одной пусковой установки, — этого нет. Это удешевляет проект в том смысле, что не надо строить три отдельных стартовых стола», — отметил Моисеев.

Кроме того пригодилось бурно развивающееся в стране композитное материаловедение – около 36% деталей ракеты удалось изготовить из композитных материалов третьего поколения, что снизило общий удельный вес всей системы на 12,3%. Этот успех, в свою очередь, дал возможность подумать и об экологической чистоте –ракету сделали работающей на чистом топливе – керосине, окислителем которого выступает кислород. Раньше все ракеты тяжелого класса летали только на токсичном гептиле. По этому показателю Россия является лишь догоняющей стороной — сегодня в мире уже существуют «чистые9raquo; космические ракеты – европейская Ariane-5 и американская Falcon-9, но они явно отстают от «Ангары9raquo; по себестоимости запуска и общей инвестиционной емкости. Кроме того, ни одна из них не способна поднять в космос такую массу груза. Последняя версия Falcon 9 v1.1 выводит на низкую опорную орбиту (НОО) 13,1 тонны, на геопереходную (ГПО) – 4,8 тонны. Европейская Ariane-5 последней модификации – максимум 6,3 н! а ГПО. «Ангара-59raquo; уже в декабре этого года поднимет 25,8 тонн на 200 км (6,6 на ГПО), после добавления в «конструктор9raquo; еще 2-х универсальных ракетных модулей (УРМ) весной 2015 доставит 35 тонн (12,5 на ГПО, ракета уже на сборке) и поставит мировой рекорд, а в 2016 Минобороны ее запустит с 50 тоннами (19 тонн на ГПО).

По объему инвестиций «Ангара9raquo; также обставила всех своих конкурентов. На программу Falcon-9 американская компания потратила уже более 5,2 млрд долларов, общая сумма по проекту достигает 7,5 млрд, бюджет европейского космического агентства на Ariane превысил 3,2 млрд евро, общий объем инвестиций запланирован в 5,8 млрд евро. «Ангара9raquo; же обошлась российскому бюджету в 96 млрд рублей, т.е. даже по старому курсу это 3,2 млрд долларов. Минимальная цена килограмма полезной нагрузки для «Фалькона9raquo; составляет 4 тысячи долларов за килограмм для НОО и 9,5 тысяч для ГПО. Другие космические проекты даже рассматривать не стоит, потому что европейская ракета проигрывает американской на 12%, о чем публично гордится глава SpaceX, а китайская «тяжелая9raquo; ракета РН CZ-11 существует пока только на словах. Стоимость доставки 1 кг с «Ангарой9raquo; составляет всего 2,4 тысячи долларов до НОО и 4,6 тысяч до ГПО. Эксперты считают, что как минимум в десятилетний период – с 2018, когда новая ракета-носи! тель будет запущена в серию, и вплоть до 2027 года она будет абсолютным лидером рынка космических грузовиков с не досягаемой для конкурентов низкой стоимостью услуги.

Что еще более ценно – конструктор «Ангара9raquo; по базовым технологиям предусматривает использование его и в пилотируемом варианте, что вовсе можно назвать прорывов в мировой космонавтике. Пилотируемые корабли всегда проектировались как отдельные проекты по совершенно другим, не совместимым с грузовиками, стандартам. Роскосмос планирует с 2018 года начать практическую реализацию запусков ракеты с командой астронавтов1, по сравнению с «Союзами9raquo;, которые последние десятилетия выполняют эту функцию, доставка и возвращение людей на МКС подешевеет на 25-30%, а это около 10 млн долларов на каждую «ходку9raquo;. В 2019 «Ангара9raquo; должна полететь на Луну, а в 2022 – на Марс. Правда, это пока еще не утвержденные планы, а технические перспективы, котороые уже сейчас заложены в проект. «На сегодняшний день он готовился для Плесецка как грузовик, но сейчас даны поручения и прорабатывается вопрос о том, что на «Восточном9raquo; будет решаться задача и пилотируемого запуска. Потому что все для этого! есть. Там есть процедуры, связанные с тем, что нужна летная квалификация, ответственность существенно выше, поэтому есть процедуры, по которым ракета получает летную квалификацию для пилотируемых запусков. И первое — она должна в грузовом варианте обкататься», — сообщил Николай Моисеев.

Добавить комментарий

7 + = 15