Просматриваемое

Акт о невозможности взыскания по исполнительному листу

Содержание

Заявление о прекращении исполнительного производства

Заявление о прекращении исполнительного производства подается в суд или судебному приставу-исполнителю. При наличии оснований исполнительное производство прекращается, что влечет прекращение мер принудительного исполнения, отмену ареста имущества, прекращение установленных для должника ограничений.

Заявление о прекращении исполнительного производства судебному приставу

К судебному приставу с заявлением о прекращении исполнительного производства обращаются в следующих случаях:

  • принятия судом решения о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа;
  • принятия судом отказа взыскателя от взыскания;
  • утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником;
  • отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
  • отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;
  • прекращения исполнения судебного акта;
  • внесения записи об исключении юридического лица (взыскателя-организации или должника-организации) из единого государственного реестра юридических лиц.

Заявление о прекращении исполнительного производства в суд

В суд с заявлением о прекращении исполнительного производства (статья 439 ГПК РФ) необходимо обращаться в случаях:

  • смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, при отсутствии правопреемства;
  • утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия;
  • отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю.

Заявление о прекращении исполнительного производства подается в суд в том районе, где происходит исполнение судебным приставом-исполнителем. При обращении заявитель не оплачивает госпошлину в суд. Согласно статье 440 ГПК РФ суд должен рассмотреть заявление в срок 10 дней. В судебное заседание вызываются взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель, однако их явка необязательна.

Рассмотрев заявление о прекращении исполнительного производства суд выносит определение, которое может быть обжаловано путем подачи частной жалобы в вышестоящий суд. Срок обжалования составляет 15 дней.

Образец заявления о прекращении исполнительного производства в суд

(ФИО полностью, адрес)

(ФИО полностью, адрес)

(ФИО полностью, адрес)

Заявление о прекращении исполнительного производства

«___»_________ ____ г. судебным приставом-исполнителем _________ (ФИО судебного пристава-исполнителя, наименование подразделения службы судебных приставов) возбуждено исполнительное производство о _________ (указать предмет взыскания, взыскателя, должника).

В связи с возникновением обстоятельств, которые делают невозможным исполнение _________ (указать обстоятельства, которые ведут к прекращению исполнительного производства), исполнительное производство подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве», статьями 439-440 Гражданского процессуального кодекса РФ,

  1. Прекратить исполнительное производство _________ (указать реквизиты исполнительного производства, предмет взыскания, ФИО взыскателя и должника).

Перечень прилагаемых к заявлению документов (копии по числу лиц, участвующих в деле):

  1. Копия заявления о прекращении исполнительного производства
  2. Документы, подтверждающие наличие оснований для прекращения исполнительного производства

Дата подачи заявления «___»_________ ____ г. Подпись _______

Исполнительный документ невозможно исполнить. Что делать?

Обжалование постановления, действия (бездействия) судебного исполнителя

Судебный исполнитель вправе составить акт о невозможности взыскания по основаниям, указанным в абзацах 3-7 части первой ст.366 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК), лишь после того, когда убедится, что все принятые меры по обнаружению должника, его имущества и места работы не дали результата. Если же, например, не установлено местонахождение должника, то акт не должен составляться, а по правилам ст.361 ХПК должен объявляться розыск должника.

Возможно, организация-кредитор указывала судебному исполнителю на имеющиеся у нее данные о наличии у должника имущества, на которое по закону может быть обращено взыскание. Судебный исполнитель обязан тщательно проверять такую информацию и при подтверждении обращать взыскание на вновь выявленное имущество или доходы должника.

Часть вторая ст.345, ст.353 ХПК предоставляют взыскателю право обжаловать как постановления, так и действия (бездействие) судебного исполнителя. Жалоба подается в вышестоящий орган принудительного исполнения (вышестоящему должностному лицу) в течение 10 дней с момента возвращения исполнительного документа. Если срок для обжалования пропущен, заявитель вправе обратиться с ходатайством на имя руководителя органа принудительного исполнения о восстановлении данного срока с указанием причин пропуска.

Жалоба на постановление, действия (бездействие) судебного исполнителя должна соответствовать требованиям, установленным ст.159 и 160 ХПК. Кроме того, в ней также должны быть указаны сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого обжалуются постановление, действия (бездействие) судебного исполнителя. При этом к жалобе прилагаются уведомление о вручении ее копии и необходимых доказательств судебному исполнителю и другой стороне исполнительного производства или иные документы, подтверждающие их направление.

Главный судебный исполнитель соответствующего районного, городского, районного в городе отдела принудительного исполнения рассматривает жалобы на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя соответствующего отдела.

Главный судебный исполнитель по области, г.Минску (начальник управления принудительного исполнения) рассматривает жалобы на постановления, действия (бездействие) главного судебного исполнителя районного, городского, районного в городе отдела принудительного исполнения, связанные с непосредственным исполнением исполнительного производства, а также жалобы на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя отдела принудительного исполнения управления принудительного исполнения главного управления юстиции.

Жалобы на постановления, действия (бездействие) главного судебного исполнителя по области (г.Минску), связанные с непосредственным исполнением исполнительного производства, подлежат подаче Главному судебному исполнителю Республики Беларусь.

По результатам рассмотрения жалобы на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя по исполнению исполнительного документа принимается решение об ее удовлетворении либо отклонении. Этим решением можно обязать судебного исполнителя совершить действие, входящее в его компетенцию. В случае законности действий судебного исполнителя жалоба отклоняется.

При несогласии постановление по жалобе на действия (бездействие) судебного исполнителя, вынесенное вышестоящим органом принудительного исполнения (вышестоящим должностным лицом), может быть обжаловано в суд по месту исполнения исполнительного документа (экономический суд области или г.Минска) в течение 10 дней со дня получения такого решения.

Надо отметить, что в год судами удовлетворяется в среднем около 4 % таких жалоб.

Повторная подача исполнительных документов для возбуждения исполнительного производства

Возвращение исполнительного документа судебным исполнителем за невозможностью взыскания не означает, что такой документ теряет свою юридическую силу. Дело в том, что срок давности для предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается (т.е. его течение прекращается, а впоследствии начнется заново):

1) предъявлением его взыскателем к исполнению в банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию;

2) возбуждением исполнительного производства, если иное не предусмотрено законодательством (часть первая ст.339 ХПК).

Соответственно, если исполнительный документ, по которому взыскание не произведено либо произведено частично, возвращен судебным исполнителем за невозможностью взыскания, исчисление нового срока для предъявления исполнительного документа к исполнению начинается со дня его возвращения, при этом истекшее время не засчитывается в новый срок.

В последующем организация-кредитор, узнав об изменении финансового положения должника либо о появлении у него имущества, может вновь возбудить исполнительное производство подачей того же исполнительного документа.

Подача искового заявления о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности

Законодательство Республики Беларусь в некоторых случаях предусматривает субсидиарную ответственность. Субсидиарная ответственность является особым видом гражданско-правовой ответственности, при котором на лицо, несущее субсидиарную ответственность (субсидиарного должника) в соответствии с законодательством или условиями обязательства, в случае отказа основного должника от удовлетворения требования кредитора, в т.ч. ввиду недостаточности или отсутствия имущества, или ненаправления кредитору в разумный срок ответа на предъявленное требование возлагается обязанность по исполнению требования кредитора к основному должнику (п.1 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.10.2006 № 11 «О некоторых вопросах применения субсидиарной ответственности» (далее - постановление № 11)).

Получается, что в некоторых случаях при отсутствии имущества у должника требование можно предъявить к лицу, которое несет субсидиарную ответственность за него.

По общему правилу, предусмотренному п.1 ст.370 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК), условием привлечения субсидиарного должника к ответственности является отказ основного должника от удовлетворения требования кредитора или ненаправление основным должником кредитору в разумный срок ответа на предъявленное требование.

Исковое заявление о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности без необходимости доказывать вину субсидиарного должника может быть подано в отношении:

а) участников полного товарищества - по обязательствам товарищества (п.1 ст.72 ГК);

б) полных товарищей, которые стали участниками (акционерами) хозяйственного общества при преобразовании товарищества в общество, в течение 2 лет - по обязательствам, перешедшим к обществу от товарищества (п.2 ст.65 ГК). Указанное правило применяется также при преобразовании товарищества в производственный кооператив и унитарное предприятие;

в) участников, выбывших из товарищества, - по обязательствам товарищества, возникшим до момента их выбытия, наравне с оставшимися участниками в течение 2 лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором они вышли из товарищества (п.3 ст.72 ГК);

г) участников общества с дополнительной ответственностью - по обязательствам общества в пределах, определяемых уставом, но не менее размеров, установленных законодательными актами (п.1 ст.94 ГК, часть первая ст.112 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон о хозяйственных обществах)).

Если оплату по договору поставки (как и любому иному) не производит общество с дополнительной ответственностью, то его участники солидарно несут субсидиарную ответственность по таким обязательствам общества своим имуществом, но в пределах, определяемых уставом общества (которые не могут быть менее 50 базовых величин), пропорционально вкладам этих участников в уставном фонде общества, если иной порядок распределения субсидиарной ответственности между его участниками не предусмотрен уставом общества (части первая и вторая ст.112 Закона о хозяйственных обществах). Солидарность их ответственности подразумевает, что организация-кредитор может предъявить свои требования как одному участнику общества, так и нескольким.

В указанных пределах допускается неоднократное привлечение участника общества с дополнительной ответственностью к субсидиарной ответственности. Вместе с тем общий объем субсидиарной ответственности участника, в т.ч. и по результатам неоднократного привлечения его к субсидиарной ответственности, не может превышать предела, определенного уставом общества.

В случае ликвидации общества с дополнительной ответственностью без признания его экономически несостоятельным (банкротом), так как его учредители утрачивают статус участников общества, иск о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности к его бывшим участникам не может быть подан.

д) членов производственного кооператива - по обязательствам производственного кооператива в равных долях (если иное не определено в уставе), в пределах, установленных уставом, но не меньше величины полученного годового дохода в производственном кооперативе (п.1 ст.107 ГК);

е) членов потребительского кооператива - по обязательствам кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса (часть вторая п.4 ст.116 ГК);

ж) Республики Беларусь - по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества (п.5 ст.115 ГК);

з) собственника имущества учреждения - по обязательствам учреждения при недостаточности находящихся в распоряжении учреждения денежных средств (п.2 ст.120 ГК).

и) членов ассоциации (союза) - по обязательствам ассоциации (союза) в размере и порядке, предусмотренных уставом ассоциации (союза) (п.4 ст.121 ГК).

При подаче соответствующего искового заявления следует помнить, что полную субсидиарную ответственность несут, например, участники полного товарищества - по обязательствам товарищества, собственники имущества учреждения - по обязательствам учреждения при недостаточности находящихся в распоряжении учреждения денежных средств, а ограниченную субсидиарную ответственность несут, например, члены производственного кооператива - по обязательствам производственного кооператива в пределах, установленных уставом, но не меньше величины полученного годового дохода в производственном кооперативе, участники общества с дополнительной ответственностью - по обязательствам общества в пределах, определенных уставом, но не менее 50 базовых величин. Однако во всех случаях объем ответственности субсидиарного должника не может превышать объема ответственности основного должника.

Банкротство нерадивого покупателя

В данном случае имеется два варианта действий:

а) подать заявление кредитора о признании должника экономически несостоятельным (банкротом) при наличии совокупности оснований, указанных в части третьей ст.12 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон № 415-З);

б) в случае если по делу о банкротстве уже возбуждено производство, необходимо своевременно предъявить требования должнику. Если открыто конкурсное производство, на это дается 2 месяца со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства (часть первая ст.89 Закона № 415-З).

Далее все зависит от качественного исполнения обязанностей антикризисным управляющим.

В рамках производства о банкротстве (и после признания субъекта хозяйствования банкротом) к субсидиарной ответственности могут быть привлечены:

учредители (участники), собственники имущества юридического лица или другие лица, в т.ч. руководитель должника, имеющие право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеющие возможность определять его действия, если экономическая несостоятельность (банкротство) вызвана их указаниями и (или) действиями (часть вторая п.3 ст.52 ГК, часть вторая ст.11 Закона № 415-З).

При разрешении споров, связанных с ответственностью учредителей (участников) юридического лица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), собственника его имущества или других лиц, в т.ч. руководителя должника, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, необходимо доказать следующие обстоятельства:

наличие у соответствующего лица права давать обязательные для юридического лица указания либо возможности иным образом определять его действия;

совершение соответствующим лицом действий (или его бездействие), свидетельствующих об использовании принадлежащего ему права давать обязательные для юридического лица указания или при использовании своих возможностей иным образом определять его действия;

наличие причинно-следственной связи между использованием соответствующим лицом своих прав и (или) возможностей в отношении юридического лица и последствиями в виде признания должника банкротом;

недостаточность имущества должника для удовлетворения требований кредиторов;

основное общество (товарищество) - по долгам дочернего общества в случае экономической несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) (часть третья п.2 ст.105 ГК).

Вина основного общества (товарищества) может выражаться как в действии (дача указаний, выполнение которых повлекло убытки не по вине дочернего общества, привлечение к участию в договорных отношениях с иными лицами и т.п.), так и в бездействии (невыполнение собственных договорных обязательств перед дочерним обществом, невыполнение договорных обязательств другими должниками дочернего общества, поручителем (гарантом) по которым выступало основное общество (товарищество и др.)).

В период рассмотрения дела о банкротстве иски о привлечении к субсидиарной ответственности указанных лиц, несущих субсидиарную ответственность, могут быть предъявлены антикризисным управляющим, а также прокурором в интересах должника в экономический суд, рассматривающий такое дело.

Соответственно, организации-кредитору следует напоминать о такой возможности указанным лицам. В течение названного периода иски о привлечении к субсидиарной ответственности предъявляются после открытия ликвидационного производства в случае выявления недостаточности имущества должника для полного удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в т.ч. после продажи имущества должника, и рассматриваются экономическим судом до вынесения определения о завершении ликвидационного производства.

В случае удовлетворения экономическим судом таких требований взысканные суммы зачисляются в состав имущества должника, за счет которого удовлетворяются требования кредиторов в порядке очередности, установленной Законом № 415-З.

Если требования организации-кредитора не были удовлетворены в полном объеме в рамках производства по делу о банкротстве, то она (ее правопреемники, прокурор, государственные органы) вправе предъявить иски о привлечении к субсидиарной ответственности указанных выше лиц, несущих субсидиарную ответственность, и после вынесения экономическим судом определения о завершении ликвидационного производства в течение 10 лет с момента возбуждения дела о банкротстве должника в экономический суд, рассматривавший дело о банкротстве. При этом период времени с момента возбуждения дела о банкротстве до завершения ликвидационного производства засчитывается в указанный десятилетний срок. В случае удовлетворения экономическим судом такого требования взысканная с субсидиарного должника сумма подлежит перечислению в пользу такого истца (или лица, в интересах которого были предъявлены эти требования).

Списание задолженности на внереализационные расходы

Если все перечисленные выше действия так ни к чему и не привели либо контрагент был ликвидирован, остается только одно - смириться и списать задолженность на внереализационные расходы. Убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок давности для предъявления исполнительных документов к исполнению, в случае возвращения взыскателю исполнительного документа, по которому взыскание не произведено либо произведено частично в связи с отсутствием у должника денежных средств на счетах в банках и иного имущества, включаются в состав внереализационных расходов (подп.3.22 п.3 ст.129 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)). Соответственно, должно пройти как минимум 6 месяцев с момента возвращения исполнительного документа (части первая-третья ст.339 ХПК в комплексе с частью первой ст.337 ХПК).

Кроме того, в состав внереализационных расходов включаются убытки от списания дебиторской задолженности, невозможной (нереальной) для взыскания, даже если сроки давности не истекли (подп.3.23 п.3 ст.129 НК). При этом требуется документальное подтверждение, что долг стал нереальным для взыскания. Доказательством этому могут служить:

• определение суда о завершении конкурсного производства и ликвидации должника;

• выписка из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о том, что организация-должник ликвидирована и т.д.

Вадим Самарин, кандидат юридических наук

Материал опубликован в аналитической правовой системе «Бизнес-Инфо»

Особенности взыскания с должников — получателей средств бюджета

Коллеги! Буду признателен за любую критику!

В настоящее время не такая редкость, что вашим должником стала бюджетная организация. Государственный заказчик не оплатил выполненные работы, отказывается выполнять другие условия договора — есть множество причин, почему организация-бюджетополучатель становится должником.

На первый взгляд, такие должники исправные - деньги в казне всегда есть, и ничто не мешает быстро получить с него должное.

Так ли это? Давайте разбираться вместе.

Механизмы исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов

Всего существует два механизма (глава 24.1 Бюджетного Кодекса РФ):

1) в счет возмещения вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц;

2) взыскание задолженности, возникшей вследствие неисполнения обязательства бюджетным учреждением.

Основной разницей между порядками это то, какие органы будут исполнять судебные акты.

В первом случае это будет Министерство Финансов РФ или соответствующие финансовые органы субъекта Федерации (муниципального образования).

Во втором случае это будут органы казначейства.

Служба судебных приставов не исполняет подобного рода исполнительные документы в силу действия принципа иммунитета бюджета от взысканий (статья 239 Бюджетного Кодекса РФ).

В обязательном порядке надо получить в суде вместе с исполнительным листом заверенный судебный акт, с отметкой о вступлении в законную силу.

Исполнительный лист вместе с заявлением и заверенным судебным актом необходимо направить в орган, который исполняет такие категории исполнительных документов.

Как определить в какой?

Как уже говорилось выше, бюджетным законодательством установлено два порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов.

Первый распространяется на исполнение судебных актов по искам к РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственных (муниципальных) органов или их должностных лиц.

Исключение составляет исполнение судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета.

Согласно статье 242.2 Бюджетного Кодекса РФ подобные акты исполняются Министерством финансов РФ, финансовыми органами субъекта Федерации или муниципального образования.

Исполнение осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете.

При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

Установлен более продолжительный по сравнению с общим двухмесячным сроком срок исполнения, равный трем месяцам со дня поступления исполнительных документов на исполнение, что объясняется спецификой бюджетного процесса.

Исполнительный документ необходимо направлять в тот орган, где у должника-бюджетополучателя находятся его лицевые счета.

На практике, такую задачу можно решить с помощью сайта госзакупок (http://zakupki.gov.ru/).

Достаточно найти любую закупку вашего должника, и в ней будет точно указан финансовый орган, в котором находятся лицевые счета должника -бюджетополучателя.

Срок исполнения исполнительных документов в финансовом органе – три месяца (пункт 6 статьи 242.2 Бюджетного Кодекса РФ).

Нельзя не обратить внимание на тот факт, что государство для исполнения решения суда всем остальным участникам оборота дает 5 дней (пункт 12 статьи 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»), а себе три месяца.

Весьма спорным моментом является возможность получения компенсации потерь кредитора в упомянутый трехмесячный срок на основании статьи 395 Гражданского Кодекса РФ – процентов за пользование чужими денежными средствами.

Но о возможных компенсациях поговорим ниже.

Если у должника - бюджетополучателя отсутствуют достаточные для исполнения денежные средства, он направляет главному распорядителю средств соответствующего бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов, бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа.

Согласно бюджетному законодательству, главный распорядитель средств соответствующего бюджета обеспечивает в течение трех месяцев выделение лимитов бюджетных обязательств.

Следует, однако, обратить внимание, что платежный документ может быть представлен в казначейство лишь по инициативе самого должника.

В случае же неисполнения последним своей обязанности органы казначейства приостанавливают до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе казначейства.

Таким образом, если в течении трех месяцев платежного документа от должника не поступит в финансовой орган, то его деятельность блокируется – он не сможет выдавать зарплаты своим сотрудникам, оплачивать другие счета и. т. д.

Исключение составляют лишь операции по исполнению исполнительных документов.

Данная мера была бы мощным стимулом к скорейшему исполнению решения суда, если бы не сложившаяся практика.

Суды оценивают факт приостановления расходных операций по лицевому счету должника наряду с иными положениями Бюджетного Кодекса РФ.

Само по себе неисполнение судебного акта не влечет автоматическое приостановление операций по счету должника.

В частности, если у должника-бюджетополучателя отсутствуют соответствующие лимиты бюджетных обязательств и средства, полученные от предпринимательской деятельности, а для получения дополнительных лимитов, бюджетных обязательств были предприняты все необходимые действия (главному распорядителю средств соответствующего бюджета направлен запрос-требование), то основания для приостановления расходных операций отсутствуют, так как должник в этом случае не является нарушителем бюджетного законодательства по смыслу статьи 283 Бюджетного Кодекса РФ[1].

Получается, что органы казначейства вправе применять данную меру, только если должник имеет соответствующие лимиты, либо средства от предпринимательской деятельности, но уклоняется от представления в казначейство платежного поручения на перечисление средств.

Такие правила могут позволять должникам банально не исполнять решение суда длительное время со ссылкой: «нет денег», что противоречит принципу общеобязательности требований судебного акта и того факта, что казна не может быть пуста по определению.

Присуждение компенсации за длительное неисполнение судебного акта

В случае, если с должника-бюджетополучателя длительное время не взыскивается сумма долга, то суд может присудить взыскателю компенсацию за неисполнение судебного акта[2].

Верховный Суд РФ, в своем постановлении [3] дал ряд важных разъяснений по поводу применении судами упомянутого закона.

Так, судам необходимо учитывать то, что отсутствие права на присуждение компенсации на основании Закона о компенсации, не лишает заинтересованное лицо права обратиться в суд с иском о возмещении вреда в соответствии со статьями 1069,1070 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также с иском о компенсации морального вреда на основании статьи 151 ГК РФ (пункт 2).

Что касается подведомственности рассмотрения подобной категории дел, то в судах общей юрисдикции рассматриваются вопросы присуждения компенсаций по длительному неисполнению судебных актов, выданных судами общей юрисдикции, в арбитражных судах – неисполнение судебных актов, выданных арбитражными судами.

Важно обратить внимание на срок подачи заявление о присуждении компенсации за нарушение права за длительное неисполнение судебного акта.

Такое заявление может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта (пункт 11 Постановления).

Иными словами, у должника-бюджетополучателя имеется три месяца на исполнение судебного акта. Лишь только по истечению плюс еще 6 месяцев (то есть через 9 месяцев с даты поступления судебного акта на исполнение), у заявителя появляется право обратиться в суд за компенсацией за длительное неисполнение судебного акта.

Таким образом, фактически, у должников-бюджетников есть всегда девятимесячная отсрочка исполнения судебного акта…

Размер компенсации определяется судом с учетом принципов разумности и справедливости.

Анализ, к примеру, судебных актов Арбитражного суда Северо-Западного округа, показал, что суды взыскивают от 2000 до 200 000 руб. в зависимости от конкретных обстоятельств дела[4].

Денежные средства подвержены инфляции (потеря покупательской способности).

Гражданское процессуальное законодательство имеет действующий механизм компенсации потерь кредитора вследствие инфляционных процессов – статья 208 Гражданского Процессуального Кодекса РФ

Индексация производится судом по индексам потребительских цен на день исполнения судебного решения.

По результатам рассмотрения дела взыскатель также получает исполнительный лист на взыскание с должника проиндексированных сумм.

В арбитражном процессуальном кодексе есть аналогичная норма для индексации – статья 183 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ, но действие ее фактически заблокировано отсутствием специального федерального закона, определяющего размер индексации, на который имеется ссылка в упомянутой статье.

Возникает вопрос. Возможно ли начисление индексации на период трех месяцев, которые имеет должник-бюджетополучатель для исполнения решения суда?

Судебная практика дает на это положительный ответ.

Верховный Суд РФ в своем определении[5] подчеркнул, что: «9hellip;Поскольку целью индексации присужденных денежных сумм является поддержание их покупательной способности в условиях инфляции, индексация взысканных по решению суда денежных сумм должна производиться с момента вступления решения суда в законную силу…9raquo;

Верховный Суд определил правовую природу трехмесячного срока для исполнения решений суда как организационную, дисциплинирующую должника к скорейшему исполнению требований исполнительного документа.

Данный срок установлен в интересах взыскателя, с той целью, чтобы решение суда не исполнялось должником сколь угодно долго, и не представляет собой автоматическую отсрочку исполнения решения суда для должников-бюджетополучателей на три месяца.

Однако в другом деле, нижестоящие суды, учли специальные правила исполнения судебных актов по взысканию с должников-бюджетополучателей, и рассчитали индексацию с даты предъявления исполнительного документа в казначейство до даты исполнения судебного решения казначейством[6]

Здесь интересным для исследования является вопрос, а может ли сам должник, добровольно исполнить решение суда?

Взыскатель, предъявляя лист в финансовый орган инициирует процедуру принудительного исполнения судебного акта.

Но законом не запрещено должнику исполнить решение суда добровольно.

Исходя из практики ЕСПЧ (Европейский Суд по Правам Человека) взыскатель не обязан инициировать процедуру принудительного исполнения судебного акта[7].

Аналогичная позиция у суда в другом деле - от лица, получившего исполнимое решение против государства в результате успешного судебного процесса, нельзя требовать обращения к исполнительному производству для его исполнения. Это означает, что если решение вынесено против государства, то именно государство, а не взыскатель обязано проявить инициативу для исполнения этого решения[8].

Следует отметить позицию Конституционного Суда Российской Федерации в определении от 20 марта 2008 г. N 153-О-О, согласно которой индексация не носит характер гражданско-правовой ответственности и не может быть поставлена в зависимость от вины должника в длительном неисполнении судебного решения.

Индексация является механизмом, позволяющим полностью возместить потери взыскателя при длительном неисполнении судебного решения в условиях инфляционных процессов в государстве.

Компенсация потерь кредитора по основаниям статьи 395 Гражданского Кодекса РФ

Проценты, взыскиваемые с должника по статье 395 Гражданского Кодекса РФ, по своей правовой природе являются мерой гражданско-правовой ответственности[9].

До недавнего времени, у судов не было сомнений в возможности взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами с должника-бюджетополучателя, в том числе и в течении трехмесячного срока исполнения требований исполнительного документа[10].

В частности, суд в своем решении констатирует: «9hellip;по смыслу статьи Гражданского кодекса Российской Федерации уплата процентов за пользование чужими средствами является мерой гражданско-правовой ответственности за ненадлежащее исполнение договорных обязательств. При этом правовой статус учреждения не освобождает последнее от предусмотренной действующим законодательством санкции за нарушение исполнения денежного обязательства. То обстоятельство, что в рассматриваемом случае ответчик является государственным учреждением, финансируемым из бюджета, не меняет сущности гражданско-правовых отношений между сторонами…9raquo;.

Однако, такая практика, возможно, скоро будет изменена. На 26.07.2015 года назначено судебное заседание в Верховном Суде РФ по делу № А49-1777/2014, в котором, будет решен вопрос возможности взыскания процентов по статье 395 ГК РФ в период трехмесячного срока для исполнения требований исполнительного документа.

В своем определении о передаче дела в коллегию по экономическим спорам ВС РФ на рассмотрение [11] Верховный суд РФ рассуждает от том, что вынесения судами решений, взыскивающих проценты за неисполнение судебного решения на день его исполнения по статье 395 Гражданского Кодекса РФ, противоречит специальному порядку исполнения судебных актов с должников-бюджетополучателей и самой правовой природе процентов по статье 395 ГК РФ.

Кроме того, в определении указано: «9hellip;Что касается пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, то, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, применение положений данной статьи в конкретных спорах зависит от того, являются ли спорные имущественные правоотношения гражданско-правовыми, а нарушенное обязательство - денежным, а если не являются, то имеется ли указание законодателя о возможности их применения к этим правоотношениям (определения от 19.04.2001 N 99-О, от 25.11.2010 N 1535-О-О, от 11.05.2012 N 804-О)…9raquo;.

По мнению автора, проценты за пользование чужими денежными средствами по статье 395 ГК РФ должны начисляться с даты вступления решения суда в законную силу, так как ничто не препятствует должнику самостоятельно, без инициирования взыскателем процедуры принудительного исполнения, исполнить решение суда (тем более что решение суда вступает в силу течение одного месяца).

Выводы: В настоящее время процедура исполнения судебных актов с должников-бюджетополучателей имеет устоявшуюся правовую регламентацию. Существующие проблемы – длительные сроки исполнения судебных актов, невозможность индексации присужденных сумм по решениям арбитражных судов, невысокий размер компенсации за длительное неисполнение судебного акта, проблема взыскания процентов по статье 395 ГК РФ за период нахождения исполнительного документа на исполнения в финансовом органе.

[1] Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 апреля 2008 г. N А05-2385/2007.

[2] Федеральный закон от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок".

[3] Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 30, Пленума ВАС РФ N 64 от 23.12.2010

"О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"

[4] Статья: О взыскании компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (Шпачева Т.В., Шибаев Д.В.)//("Арбитражные споры", 2014, N 4)

[5] Определение Верховного Суда РФ от 04.02.2011 N 57-В10-5

[6] дело N 2-3385/2011 решение Центрального районного суда г. Омска

[7] Постановление ЕСПЧ от 27.05.2004 по делу "Метаксас против Греции" (Metaxas v. Greece), жалоба N 8415/02

[8] Постановление ЕСПЧ от 26.06.2008 по делу "Красев против Российской Федерации" (Krasev v. Russia), жалоба N 731/04

[9] Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 8 октября 1998 г. N 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами"

[10] 7 ААС Постановление от 25 ноября 2014 г. по делу N А27-14962/2014

[11] Определение ВС РФ от 5 мая 2015 г. N 306-ЭС14-8287

О взыскании задолженности по исполнительным документам (лаконично).

Не будет секретом, если сказать, что отыграть в свою пользу судебный процесс по взысканию дебиторской задолженности это даже не пол дела, а примерно одна треть. В лучшем случае. Дело начинается в момент приведения в исполнение решения суда.

С первого февраля 2008 года, в силу вступил свежий закон об исполнительном производстве, - от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в свою очередь закон от 21.07.1997 года №119-ФЗ «Об исполнительном производстве» утратил силу. Собственно на основе нового закона и будем рассуждать.

Если так случилось, что предпринять превентивных мер, хоть как-то обеспечивающих внятный возврат долгов без долгих головных болей – возможности нет, то, добро пожаловать к судебному приставу. Время от времени в средствах массовой информации проскакивают сообщения о блистательной работе судебных приставов, о том, как лихо они описывают имущество должников и восстанавливают экономическую справедливость. В жизни, которая по случайному стечению обстоятельств не освещается средствами массовой информации, все происходит более вяло.

Первым делом необходимо понять, с чем идти к судебному приставу, не с бутылкой же водки, в конце концов, хотя этот вариант нельзя скидывать со счетов. Так вот, направлять свои стопы к судебному приставу имеет смысл после получения исполнительного документа, к таковым, согласно статье 12 нового закона «Об исполнительном производстве» относятся:

1) исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов;

2) судебные приказы;

3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии;

4) удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам;

5) акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований;

6) судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;

7) постановления судебного пристава-исполнителя;

8) акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом;

9) исполнительная надпись нотариуса при наличии соглашения о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество, заключенного в виде отдельного договора или включенного в договор о залоге.

О том, в каком случае выдается тот или иной исполнительный документ мы описывать не станем, дабы не растягивать повествование и не утомлять читателя.

После получения исполнительного документа его необходимо передать на исполнение к судебному приставу-исполнителю. Необходимо отметить, что исполнительные документы, по которым сумма ко взысканию не превышает 25 000 рублей, может быть направлен непосредственно взыскателем в организацию или иному лицу, производящему периодические платежи должнику, без привлечения пристава.

Исполнительный лист, вместе с подписанным заявлением взыскателя направляются к судебному приставу по месту совершения исполнительных действий, каковыми являются, - место жительства должника (место нахождения организации, ее филиала или представительства), место нахождения имущества должника. Под местом нахождения организации подразумевается адрес указанный в учредительных документах.

В заявлении, само собой разумеющееся, изготовленном в двух экземплярах, указываете кто должник, кто взыскатель, что причитается с должника, на основании какого решения, номер исполнительного документа, свои банковские реквизиты для перечисления долга. Вообще, информацию о должнике можно представить и в развернутом виде, как то, номера телефонов, имеющиеся активы (автомобиль, недвижимость, место работы, ценные бумаги, доли в обществах и т.п.), чтобы всем было приятно. Приставу приятно осуществлять исполнительные действия, а должнику приятно расставаться с активами. Взыскателю – приятно наблюдать за суетой. К заявлению прикладывается оригинал исполнительного документа (о чем вы пишите в приложении), само заявление, дело ясное, подписывается взыскателем.

Было отмечено, что исполнительный документ направляется в службу судебных приставов по месту совершения исполнительных действий, вместе с этим, надобно учитывать, что в силу тех или иных причин, взыскатель может затрудниться четко определить куда именно нужно высылать исполнительный документ, скажем, что в силу отсутствия информации (или в силу лени). В этом случае, исполнительный документ может быть направлен главному судебному приставу соответствующего субъекта РФ, в этом случае, исполнительный лист, в течение пяти дней должен быть (но не факт что будет) направлен в соответствующее отделение ССП.

Ладно, берем идеальный вариант, когда все поступает по нужному адресу. После того как исполнительный документ поступает в соответствующее ОССП, он, в трехдневный срок должен быть передан непосредственно приставу, в свою очередь который, опять таки в трехдневный срок, и опять таки должен либо возбудиться, либо отказаться возбуждаться. Т.е. либо возбудить (кто не понял тонкий юмор) исполнительное производство, либо отказать в возбуждении оного. По поводу возбуждения и отказа в возбуждении, как мы понимаем, выносятся постановления. Постановления направляются… должны направляться должнику и взыскателю, крайний срой, - следующий день после вынесения. Если читатель окажется чрезмерно любознательным (что весьма приятно), отметим, что формы макулатуры, которые должны выноситься приставом и направляться куда не попадя, установлены и утверждены Приказом Минюста РФ от 30.01.2008 №26 «Об утверждении методических рекомендаций о порядке использования примерных форм процессуальных документов…».

По ходу абзаца не единожды выделялось слово должен, должны… мы как бы специально обращали внимание на обязанности пристава, установленные законом… Но так уж выходит в нашей неспокойной жизни, что слово долг и обязанности становятся весомыми для исполнителя лишь в том случае, если по факту неисполнения долга, чиновника, как альтернатива его спокойной и размеренной жизни будет ожидать пожизненная каторга на урановых рудниках. Причем, в качестве самой легкой меры ответственности.

К чему это все сказано, - да к тому, что за всем нужно следить самостоятельно, сроки могут слегка (ирония) нарушаться.

Вспоминается один рассказ писателя фантаста, в котором чиновнику на шею вешался медальон с зарядом взрывчатого вещества, достаточным для того, чтобы голова отделилась от туловища. Детонатор заряда был соединен с некой общедоступной кнопкой, посредством нажатия на которую, люди выражали неудовольствие деятельности чиновника, каждое нажатие приближало минуту «Ч». Когда количество нажатий достигало критической точки…

Но мы отвлеклись, по факту возбуждения исполнительного производства, пристав дает возможность в пятидневный срок добровольно исполнить все то, что положено, избавив тем самым буквально всех от утомительных процедур взыскания. Отказ должника добровольно исполнить пожелания пристава, в дальнейшем повлечет за собой (ко всему прочему) взыскание 7 процентов сбора, от суммы задолженности.

Да, кстати, когда рассматривается вопрос о сроках исчисляемых днями (три дня, пять дней, семь и т.п.), необходимо понимать, что в данные сроки не включаются нерабочие дни. Второй момент, который также необходимо знать (в плоскости сроков), в случае если последний день окончания срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается первый рабочий день.

Исполнительные документы, по общему правилу, могут быть предъявлены к исполнению в течение 3-х лет со дня вступления их в законную силу. Да, если речь ведется о периодических платежах (к примеру, об алиментах), исполнительный документ м.б. предъявлен в течение всего срока осуществления платежей и в течение 3-х лет по его окончании. Если вопрос вытекает из дел об административных правонарушениях, срок составляет один год.

Пару слов об отказе пристава возбудить производство. Как отмечалось, судебный пристав, при любом мало-мальски формализованном чихе должен составлять процессуальный документ.

Отказ в возбуждении исполнительного производства возможен в следующих случаях:

1) исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;

2) исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая когда взыскателю не известно в каком ОССП д.б. возбуждено производство;

3) истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;

4) документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам;

5) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным статьей 43 и частью 14 статьи 103 Закона;

6) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 47 и пунктами 1, 2 и 4 части 15 статьи 103 Закона;

7) не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;

8) исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

Обстоятельства перечисленные в п. 1-4 и 7 могут быть устранены, после чего, исполнительный документ допустимо подать повторно.

Срок, в течение которого пристав должен всех осчастливить (то бишь, исполнить возложенное на него законом) составляет два месяца. Не хочется огорчать, но… два месяца весьма и весьма условны… Относительно устойчивыми можно назвать физические законы, математические, словом все, что имеет отношение к точным наукам. Законы же писанные человеком, для облегчения и упорядочения, э-э-э, взаимоотношений с такими же индивидуумами как и он сам, как мы понимаем, к разряду чего-то незыблемого и нерушимого отнести сложно.

Так вот, отведенный на совершение исполнительных действий двухмесячный срок не является безусловным, он может прерываться, действия могут откладываться и т.п. Если должник будет «бегать» от пристава (как частный пример), течение срока будет приостановлено. Следует отметить, что судебные акты могут быть не только о взыскании денежных средств, как следствие и «исполнительные» сроки не всегда равны 2-м месяцам, в частности, если речь идет об обеспечительных мерах, наложенных судом, д.б. исполнены в день поступления исполнительного документа к приставам, если речь идет о трудовых отношениях (восстановление на работе), - не позднее первого рабочего дня, после поступления документа к приставам.

Окончание и прекращение исполнительного производства. В двух словах, - прекращенное производство означает, что все, - алес гимахт. Возобновить не возможно, конец дороги. Оконченное исполнительное производство по тем или иным причинам, может быть начато сызнова, в пределах срока предъявления исполнительного документа.

Про прекращение исполнительного производства, пару слов можно набросать, э-э-э, скажем так, рассматривая вопрос через призму налогового права. Бухгалтеру должно быть известно что делать с дебиторской задолженностью, срок исковой давности (тот что три года) по которой истек. Причина, - невозможность взыскать долг. После прекращения исполнительного производства, реальной возможности взыскать долг также больше не будет, - выводы очевидны. Да, прекратить производство (в составе прочих причин) можно также по заявлению взыскателя.

Описывать процедуру поиска активов, обращения взыскания, проведения торгов и т.п., мы не станем, поскольку это может несколько утомить читателя, остановимся на временных ограничениях на выезд должника за пределы Родины; поговорим об имуществе, на которое не м.б. наложено взыскание, и скажем пару слов об ответственности (куда же без нее).

Если должник реагирует на требования пристава, изложенные в постановлении примерно также как кобель реагирует на столбы, мимо которых он неспешно дефилирует, то пристав, либо по собственной инициативе, либо по инициативе взыскателя может вынести постановление о временном ограничении на выезд должника за пределы РФ. Срок ограничения указывается в постановлении. Данный документ направляется взыскателю, должнику, в управление миграционной службы соответствующего субъекта, ну и погранцам, разумеется.

Имущество, на которое не может быть наложено взыскание. Исходя из статьи 69, 79 Закона, статьи 446 Гражданского процессуального кодекса РФ, взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности:

- жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;

- земельные участки, на которых расположены объекты, указанные в абзаце втором настоящей части, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;

- предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;

- имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает сто установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда;

- используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, корма, необходимые для их содержания до выгона на пастбища (выезда на пасеку), а также хозяйственные строения и сооружения, необходимые для их содержания;

- семена, необходимые для очередного посева;

- продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении;

- топливо, необходимое семье гражданина-должника для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилого помещения;

- средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество;

- призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник.

315 статья Уголовного закона РФ содержит основание для привлечения к ответственности лиц за неисполнение решения суда. «Ноги растут» из п. 18 статьи 30 Закона. Об ответственности пристав предупреждает лиц, на которых возлагает исполнение решения суда.

Ответственность за нарушение законодательства об исполнительном производстве предусмотрена статьями 17.14, 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Добавить комментарий

− 8 = 2